ting_li: (tezka)
[personal profile] ting_li

Тут все про научный коммунизм, ну и я скажу, ибо воспоминания нахлынули.



Как я смотрю по другим юзерам, испробовaшим госы по НК, нам ещё, наверно, повезло. Видимо потому, что края у нас были ссыльные, и наши коммунисты были менее ретивыми. Ещё, может, на наш безродно-космополитский факультет плюнули, и преподаватели диамата и истмата у нас большую часть лекции рассказывали нам, какие мы самые замечательные красавицы и на экзаменах были весьма благожелательны к людям, посещавшим лекции. Обычно на экзаменах по таким предметам я перефразировала вопросы на все мыслимые лады в виде ответа, выслушивала, как я выгляжу много лучше, чем на фотографии в зачётке. А там был уменьшенный вариант моей фотки в паспорте на 16 лет ( мальчик из пещеры Тешик-Таш). На эти экзамены мы обычно тщательнее красились и одевались в лучшее, и все кокетничали на свой лад. Моё кокетство заключалось в том, что я периодически снимала-одевала свои очки в безобразной оправе, чтобы моё лицо могли разглядеть. :))
 Мы потратили кучу драгоценного времени, конспектируя труды Ленина и всякие документы ЦК КПСС на первом курсе, когда изучали Историю КПСС, потом на истмате и диамате опять их показывали, как будто это были новые конспекты. И этот номер нам проходил.
По спец.предметам было строго, да и не только преподаватели, но и студенты считали, что мухлевать по спец.предметам последнее западло. Редко кто это делал.
Очень жалко, конечно, зря потраченного времени на все эти политэкономии, диаматы-истматы, научные коммунизмы. Как бы мы были счастливы, если бы вместо них нам преподавали, например, древнегреческий, или латынь бы мы поизучали подольше. Или третий иностранный язык. Да мало ли что...
Не будем отвлекаться на эти старые бесплодные мечты, вернемся к научному коммунизму.

Нам его преподавал наш замечательный декан. Вот тут о нём немного есть. Предмет, конечно, был идиотский, но благодаря ораторскому искусству Р.М. не самый занудливый. Мы хотя бы могли наслаждаться его словесными оборотами, жестикуляцией и интонациями.
И как декан он очень нравился студентам. При нём наконец-то отремонтировали корпус ( нормально), именно благодаря его бурной деятельности. И он нам насильно прививал культуру. Иногда нам это нравилось, иногда - нет. К окончанию занятий в дверях факультета выстраивались наши дружинники и никого не выпускали, хоть какие бы у тебя ни были дела. Вместо этого надо было идти в актовый зал и смотреть, например, фильм Тарковского или встречаться с известным актёром. С одной стороны, мы против фильмов и актёpов ничего не имели, но нам задавали жуткое количество уроков, и покушать хотелось - общежитским для этого ещё надо было сходить в магазин самим и самим эту еду приготовить. Маменьки с подносами нас дома не ждали . Ну, низменные твари мы были, животные.
Иногда, особенно перед контрольными, мы выпрыгивали в окно ( если это вдруг читают люди с нашего факультета, то для этой цели хорошо подходили окна 17-й аудитории и для смелых - аудитория рядом с деканатом, не помню номера, кажется, вторая) и короткими перебежками бежали учиться.
В любом случае, нам часто эти фильмы нравились, а встречи с Соломиным и Тома я и сейчас хорошо помню. Потом, конечно, учить уроки приходилось до глубокой ночи и в животе конкретно урчало.
И мы любили своего декана даже после того, как нас согнали в актовый зал, он нам прочёл речь, как мы все должны хотеть поехать в стройотряд собирать астраханские помидоры (отряд для девочек) или строить какие-то сараи (отряд для мальчиков). И выпускали из зала только в обмен на заявление в стройотряд. Потом мне уж пришлись побегать по врачам за освобождением.
Кому-то Р.М. может показаться тираном и диктатором и им будет удивительно, за что же мы его любили. Но ведь остальные деканы ( у нас и на других факультетах) были хуже - ничего хорошего не сделали, не могли связать двух слов и просто были занудами и мерзавцами по жизни. На их фоне Р.М. очень отличался.

И вот, посреди учебного года, мы пришли как-то на факультет и выяснилось, что нашего декана сняли, а деканом теперь будет одна преподавательница-выдра. Для нас это было как гром среди ясного неба. Наш староста курса нас собрал и мы решили все ( в основном это был наш выпускной курс, плюс и кое-кто с младших курсов) пойти к ректору и спросить его, за что сняли нашего декана ( и преподавателя НК тоже нам сменили). На факультете преподаватели молчали. И мы пошли, сели табором вокруг зала, где шло партсобрание как раз. Ждали, когда ректор выйдет. Возможно, и скорее всего, он бы даже не стал с нами разговаривать. Башкирия - байская страна, ещё чего со студентами разговаривать такому важному человеку. Но он вышел из зала вместе с товарищем из горкома КПСС. И он ректору сказал, чтобы он, действительно, объяснил студентам, почему у них отобрали любимого декана. И заставил его дать нам обещание, что он назавтра придёт и всему факультету объяснит.

 На другой день после занятий никого не надо было удерживать в дверях, все сами пошли в актовый зал. Преподаватели, злые, сидели на первом ряду. Короче, выяснилось, что Р.М. не сошелся характерами с ректором и с некоторыми нашими преподавателями ( хотя, может быть, преподаватели боялись испортить отношения с ректором), и он ушёл преподавать НК на другой факультет, и вообще, якобы захотел заниматься научной работой - ещё глубже изучать стратегии и тактики НК. Ректор путался, говорил противоречивые вещи, совершенно опозорился, и весь зал студентов ему хором кричал, что он лжец. Потом вышел на сцену Р.М. и, как всегда, блеснул своим ораторским искусством. Возможно, это была самая блестящая его речь в стенах нашего факультета. Ему устроили бурные продолжительные овации. Все выглядело так, как будто ректора облили помоями, а Р.М. дали орден.
Надо сказать, этот случай, наверно, одно из моих самых тёплых воспоминаний моих студенческих лет.:) Я себя тогда почувствовала самой настоящей студенткой.

Естественно, ректор затаил на нас злость. Р.М. поработал до конца учебного года на межфаке, а потом ушёл в авиационный институт. Нам же дали молодого преподавателя М, который никогда не скрывал, как он наш факультет презирает. На зачёте по НК мне попался билет про разницу города и деревни. Я была весьма правоверная комсомолка и патриотка тогда, но, по понятным причинам, об этом часто задумывалась. Почему, действительно, к деревене такое второсортное отношение: рабочие, поработав на заводе сколько-то времени могли рассчитывать получить хоть какую-то квартиру, деревенские же должны были рассчитывать только на себя, не построишь дом - у тебя его не будет, не вырастишь овощ в огороде, ты его есть не будешь, да еще ты должен сдать государству кучу продуктов своего домашнего хозяйства; садиков в деревнях обычно не было, не полагалось; врачей и учителей не хватало; в магазине можно было купить соль и пластиковый декоративный виноград. И я, наивная, начала ему рассказывать, что из-за того, что диктатура-то пролетариата, а не крестьянства, поэтому у крестьянства, по сравнению с рабочими, и меньше прав. Тут он совсем озверел, и обжигая меня синим огнём своих глаз, прорычал - " ты что, хочешь сказать, что Великая Октябрьская Революция ухудшила жизнь крестьянства?!" Между нами говоря, действительно ведь, ухудшила и долгое время колхозники вообще жили почти как крепостные крестьяне. 
Я на него посмотрела и решила, что его я все равно не смогу убедить, а стипендия мне нужна и сказала, что нет, конечно, улучшила, уря-уря, слава КПСС. И получила свой зачёт.
И вот этому преподавателю нам предстояло сдавать госэкзамены по НК.

Мы с подружкой что-то пытались учить, но тут в Уфу приехал на гастроли Малый Театр. Я смогла нам купить билеты только на моего самого нелюбимого русского классика Тургенева, самое нелюбимое его произведение "Накануне". И спектакль был как раз накануне госов по НК. Ну что ж, пускай Тургенев, пускай завтра Гос по НК, мы всё равно пошли на спектакль, рассудив, что на свежую голову нам будет легче что-то наболтать и Малый Театр не каждый год в Уфу приезжает. Да ещё первому потоку сдающих НК наш "дорогой" М понаставил троек, а там была куча отличников, кстати. Ну, решили мы тоже, может свои тройки получим, что тут поделаешь. Хотя подруга очень хотела получить красный диплом.
Спектакль понравился.
Выяснилось, что экзамен перенесли, а преподавателя сменили. Не знаю, что уж сделали наши факультетские преподаватели. Им ведь тоже было неинтересно, чтобы у их выпускников были такие отметки.
Ошалевший от красоты наших девиц препод, который у нас раньше никогда не бывал, радостно ставил всем хорошие отметки. А комиссии, состоявших из наших факультетских преподавателей, во главе с приезжей из Москвы дамой, мы не боялись. Преподаватели к нам хорошо относились, тем более совсем недавно перед этой самой комиссией мы обе на "отлично" защитили наши дипломные работы.
Я, как всегда, перефразировали на разные лады вопросы билета, и все были довольны. Мне поставили "отлично". Подружке - тоже, и она получила свой вожделенный красный диплом.

Ректор, видимо, выпросил нам распределение, предназначавшееся для пединститута, это было самое плохое распределение на памяти наших преподавателей. И дипломы нам всучивали в деканате, никаких нам торжеств не полагалось абсолютно. Никаких тебе сцен, пения Гаудеамус всем факультетом, поздравлений, рукопожатий. Мы грустно шутили, что хорошо, что дипломы нам н е выдали в туалете.
И ещё это был самый разгар антиалкогольной компании и шампанского нам тоже не полагалось.

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

ting_li: (Default)
ting_li

May 2013

S M T W T F S
   1234
567891011
121314 15161718
19202122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 11th, 2025 08:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios